-закреплять знания детей о правилах игры в шахматы, основных шахматных понятиях;
-развивать критическое мышление, умение логически мыслить, планировать свою деятельность;
-закреплять умение оценивать фигуры по силе, играть фигурами;
-формировать способность к самостоятельному принятию решений;
-формировать умение работать в команде;
-воспитывать потребность в здоровом образе жизни.
|
Воспитатель: «Чтобы в шахматы играть, правил нужно много знать!» «С чего начинается игра?»
Дети: «Нужно правильно расположить доску, расставить фигуры и решить, кто играет белыми, а кто черными».
Воспитатель: «Правильно, сейчас мы решим, кто играет белыми, а кто чёрными. И в этом нам поможет шкатулка с вопросами».
Задание №1 «Шкатулка с вопросами».
Воспитатель зачитывает вопрос, ответивший ребёнок, вытягивает из шкатулки на ощупь черный или белый квадрат
Вопросы:
1.В какой стране появились шахматы? (Ответ: В Древней Индии).
2.Что означает слово «шахматы»? (Ответ: Король умер).
3. Сколько клеток на шахматной доске?
(Ответ: 64, 32 белых и 32 черных).
4.Что любит ферзь? (Ответ: ферзь любит свой цвет).
5.Какая самая слабая фигура? (Ответ: король)
6.Сколько белых пешек стоит на доске? (Ответ: 8)
7.Как ходит конь? (Ответ: конь ходит буквой Г).
Воспитатель: «Отлично, а чтобы приступить к следующему заданию, нужно провести разминку. Ведь шахматы-не просто игра для ума, это еще и вид спорта».
Воспитатель: « Как вы думаете, почему это вид спорта?»
Дети высказывают свои предположения.
Физкультминутка
Кто шагает дружно в ряд?
Это шахматный отряд!
(маршируем на месте)
Ну- ка пешки, поиграем,
Головой мы покачаем, вправо-влево,
(руки на поясе, наклоны головой)
А потом, наши ножки разомнем,
Сели-встали, сели-встали
(ноги на ширине плеч, приседания)
Вот и ножки мы размяли.
(шаг на месте).
Прыжок вперед, прыжок назад
И снова встали пешки в ряд.
(шаг на сете)
Мы размялись от души
(хлопки в ладоши)
За столы мы вновь спешим.
Задание №2 «Шахматная доска»
Дети подходят к шахматным столам. Кто-то из ребят выполняют задание на настенной магнитной шахматной доске. Воспитатель озвучивает задания для белых и для черных.
Задание для белых:
Выложить на шахматной доске 2-ю горизонтальную линию
Задание для черных:
Выложить на шахматной доске 5-ю горизонтальную линию
Задание для белых:
Выложить на шахматной доске 2-ю вертикальную линию, которая находится на букве b
Задание для черных:
Выложить на шахматной доске 8-вертикальную линию, которая находится на букве h.
Задание для белых и черных:
Найти центр доски (d4d5 e4e5).
Расставить фигуры на доске.
Воспитатель: «Молодцы, ребята. А сейчас мы вспомним, кто же из фигур у нас сильнее?»
Задание № 3 «Кто сильнее?»
Воспитатель кидает мяч по очереди всем детям и задает вопрос «Кто сильнее?». Ребёнок отвечает на вопрос и аргументирует свой ответ.
1.Слон или конь (Ответ: Они одинаковые по силе, потому что стоят по три пешки).
2.Ладья или слон (Ответ: ладья сильнее, потому что стоит 5 пешек).
3.Слон или пешка (Ответ: слон сильнее, он стоит 3 пешки).
4.Конь или ладья (Ответ: ладья сильнее, она стоит 5 пешек, а слон 3)
5.Ферзь или ладья со слоном (Ответ: ферзь, так как он стоит 9 пешек, а ладья со слоном вместе 8).
6.Слон или ладья (Ответ: ладья сильнее, она стоит 5 пешек, а слон 3).
Динамическая пауза
Воспитатель: «Если королю шах, он может»
1.Спрятаться (закрыть лицо руками)
2.Попросить помощи (пожать друг другу руки)
3.Дать сдачи (махи руками)
4.Убежать (убегаем пальчиками по коленям).
Задание № 4 «Шахматные загадки»
Воспитатель загадывает детям загадки о шахматных фигурах. Угадавший ребёнок надевает маску шахматной фигуры.
1.Эта фигура может ходить только вперед один раз на две клетки и потом на одну, но может превратиться в любую фигуру (Пешка белая и черная).
2.Эта фигура ходит необычно: три клетки вперед и одна клетка влево/вправо, буквой Г. (Конь).
3.Эта фигура ходит только по диагональным линиям (Слон).
4.Эта фигура ходит только по вертикальным и горизонтальным линиям (Ладья).
5.Эта фигура ходит по всем линиям, по всему полю, как ей угодно (Ферзь).
6.Эта фигура ходит только на одну клетку по вертикали, горизонтали, диагонали (Король).
Задание № 5
«Фигуры идут в бой»
Воспитатель: «Ребята, посмотрите, вы очутились в Шахматном королевстве и превратились в шахматные фигуры. Пришла пора занять свои места на шахматной доске».
Воспитатель с ребятами подходят к напольному шахматному полотну и дети становятся в начальное положение.
Дети самостоятельно начинают игру, постоянно проговаривая, куда пошла фигура, на сколько клеток и на какое поле, какую фигуру можно срубить, и как поставить шах и мат. |
Области интеграции: Социально-коммуникативное развитие,
речевое развитие, физическое развитие. |
Игровая обучающая ситуация
Беседа-диалог
Физкультминутка
Дидактические игры
Игровая практика на доске |
Уголок «Юный шахматист»: настенные магнитные доски, шахматные столы, наборы шахмат.
Напольное шахматное полотно.
Маски шахматных фигур.
Шкатулка с вопросами.
Физкультминутка, динамическая пауза.
Мяч. |
- у детей сформированы знания об основных шахматных понятиях и правилах игры в шахматы;
- сформировано умение анализировать и делать выводы;
-сформировано умение оценивать фигуры по силе;
-сформировано умение к самостоятельному принятию решений;
-сформированы навыки взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
-сформировано понимание значения здорового образа жизни. |